Ставшая легендой игра «Колонизаторы» очень популярна во всем мире. И Россия не исключение. Лично мне не удалось найти негативных отзывов об этой игре. Думаю, это уже о чем-то говорит.
Более популярна, пожалуй, только не менее легендарная «Монополия». А игра была создана Клаусом Тойберром всего в 1995 году! В чем суть игры и секрет любви миллионов игроков?
Суть игры: игроки выступают в роли поселенцев, осваивающих доселе неизведанный остров Катан. Игрокам нужно строить города и поселения, что, в свою очередь, требует ресурсов. Ресурсы производят на определенной категории суши. При нехватке или избытке какого-либо вида ресурса можно найти выход из положения, применив навыки торговли.
Цель игры: первым набрать 10 победных очков. Очки можно получить за строительство поселений и городов, а также за самую длинную дорогу и самую большую армию.
Игра предназначена для 2-4 игроков. Есть дополнения, позволяющие играть большему количеству игроков. Помимо «классической» версии, есть также карточная версия и несколько дополнений. Очень хочется отметить дизайн игры — красивый, приятный, удобный.
Примечательно, что в 2012 г. в России впервые проходил этап мирового чемпионата по этой игре.
А сейчас больше «конкретики»:
Правила игры «Колонизаторы»:
Игроки представляют собой колонистов, высадившихся на необитаемый остров. На острове имеется 5 ресурсов: «Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда». Ресурсы дают возможность производить необходимые для колонизации постройки: «Дорога», «Поселение» и «Город».
Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши.
Затем остров окружается 18 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.
Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).
На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.
Ресурсы и постройки
В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития.
Цены на постройки:
- «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
- «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
- «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
- «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».
Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.
Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения — новое поселение можно построить только в месте соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.
Место, занятое поселением, городом или дорогой не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.
Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.
Начало игры
После сбора игрового поля начинается игра:
- Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
- Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
- Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
- Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
- Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
- Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
- Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал — по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.
Ход
Ход делится на две фазы:
- Бросок кубиков;
- Фаза строительства.
Бросок кубиков
Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город — две. В случае выпадения суммы 7 — ресурсы не приносятся.
Фаза строительства
Во время фазы строительства игрок может:
- Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
- для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
- для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
- для строительства города (точнее — трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
- Менять ресурсы:
- в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
- в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
- в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
- с другими игроками — по договорённости;
Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,
- Покупать карточки развития;
- Играть карточки развития — не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;
По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.
Разбойник
Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:
- Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
- Игрок, выбросивший 7 должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
- Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;
Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.
Далее игрок переходит к фазе строительства, описанной выше.
Конец игры
Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).
- Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
- Два очка начисляется за каждый построенный город.
- Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.
Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен город другого игрока. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.
- Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.
Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.
- Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.
Карточки развития
Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку «Победный пункт» можно сыграть в тот же ход, что и получить).
Карточки бывают 5 типов:
- «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь» игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;
Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.
- «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
- «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
- «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
- «Прогресс / Победный пункт». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.
За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек «Победный пункт»). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Рекомендуется открывать карточки «Победный пункт» только когда это даст немедленную победу.
Играйте — гарантирую, что не пожалеете потраченного времени! Играйте семьей и с друзьями!