Макраме (фр. Macramé, от арабск.— тесьма, бахрома, кружево или от турецк.— шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Слово «макраме» арабского происхождения и означает «бахрома». Этот термин употребляется для всех видов работ, связанных с завязыванием узлов и плетением нити. Однако, более древними являются арабское слово «миграмах», означающее платок или шаль, и турецкое слово «макрама» — нарядный платок или шаль с бахромой. В Европе слово «макраме» в значении узелкового плетения впервые начали употреблять в XIX веке.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.
А легенда гласила: жрецы Фригийского храма Зевса предсказали, что первый, кто вступит в их город, будет самым выдающимся царём за всю историю страны. Первым в город въехал на своей телеге никому не известный крестьянин Гордий. Его выбрали Фригийским царём. В память о данном событии он принёс в дар храму Зевса телегу, на которой въехал в город. Гордий привязал её к алтарю таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Оракул предсказал, что человеку, который распутает гордиев узел, покорится весь мир. Он создаст империю, которая включит в себя всю Азию. И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности — Александр Македонский. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим — царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть властелином Азии.
Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Но на протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. На Руси вязать узлы -«наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. Но такое отношение к узлу было недолгим и не повсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу,- об этом писал римский историк Плиний Старший (1 век). Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов. Также для некоторых древних народов узелковое плетение служило средством накопления и передачи информации. Так, у древних инков существовала развитая система своеобразной «узелковой письменности». Расшифровать «узелковое письмо» можно было по форме, размеру, цвету и по взаимному сочетанию узлов.
Макраме периодически забывалось, затем возрождалось заново, техника его постоянно усложнялась, переходила другие виды творчества человека. Большого расцвета достигло узелковое плетение в Италии и ряде других стран Европы в эпоху Ренессанса. Плетёным кружевом украшали одежду, интерьер. Плетёные изделия стали появляться на живописных полотнах. Одним из первых художников, изобразивших плетёные изделие, был Сандро Боттичелли. Сегодня во многих музеях можно увидеть сохранившиеся от тех времен плетеные изделия, поражающие своей оригинальностью и изысканностью. В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов.
Особую популярность приобретает макраме в Западной Европе XVIII веке. “Золотым веком макраме” называют викторианскую эпоху в Англии. В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе, в конце XIX-начале XX столетия. Наряду с изящными сумочками, кошельками, поясами русские мастерицы плели и более сложные изделия утилитарного назначения: скатерти, салфетки, газетницы, шали, занавеси с бахромой и кистями.
В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность оно не утратило своей привлекательности в наши дни. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. На помощь пришло старое искусство макраме. Панно, коврики, скатерти, кашпо, абажуры выполненные в этой необычной технике из массивных шнуров, веревок, пеньки, хлопчатобумажных, льняных и синтетических нитей, придают современному интерьеру особый уют, оригинальность, а также практичность. Например, оплетённая ваза, бутылка не боится ударов. При этом мастер при плетении сам подбирает цвет, размер изделия в соответствии со своей идеей.